На улицах города велосипедист – такой же участник движения, как водители других видов транспорта и пешеходы. Все они имеют равные права и обязанности и равную долю ответственности за благополучие на дорогах. Строгое соблюдение правил дорожного движения и общих требований к велосипедистам снижает риск возникновения аварийных ситуаций.
Если проезжая часть не оснащена велодорожкой, то позволяется перемещаться по обочине, не забывая придерживаться правого края. При наличии специальной велосипедной полосы необходимо переправляться по ней.
Для детей предусмотрены более жёсткие правила: ребята дошкольного возраста (до 7 лет) могут кататься только по пешеходным и велопешеходным зонам, а дети постарше, 7-14 лет, имеют право пользоваться велодорожками в сопровождении взрослых.
Чтобы обезопаситься от мчащихся машин, а также, чтобы не создавать лишние трудности другим, при пересечении пешеходного перехода стоит спешиться и перейти на другую сторону, ведя транспорт рядом с собой.
Путь байкеров по тротуару может вызвать неудобства у прохожих. Во избежание травматизма велосипедист обязан внимательно следить за обстановкой и держаться обособленно от всех, на приемлемом расстоянии в 1-2 метра. При обгоне помнить о непредсказуемости человеческих реакций и всегда быть готовым обогнуть, не допустив столкновения, или затормозить. В отдельных случаях важно предостерегать идущих впереди, будь то отвлекающихся на разговоры или погружённых в мысли, о своём приближении, используя велосипедный звуковой сигнал. В плотном потоке лучшим решением является продолжить дорогу на ногах.
Подавать сигналы о планируемых действиях необходимо не только водителям машин, но и велосипедистам. Например, жест поднятой вверх руки означает намерение остановиться, а вытянутая вправо или влево ладонь отражает желание повернуть. Простые знаки позволяют остальным участникам выстроить траекторию, исключающую соприкосновение.
Прикрепление красных светоотражателей по бокам к велосипеду и светоотражающих элементов на экипировку – залог безопасного перемещения в тёмное время суток, во время дождя и туманности. Транспортное средство, отвечающее критериям безопасности, должно иметь две фары, которые включаются в нужные моменты: белую фару, расположенную спереди, и красную – сзади.