Разговоры о введении дополнительных сборов при покупке импортных велосипедов ведутся уже давно. И слухи об это довольно актуальны. С одной стороны, они вполне логичны на фоне очень интересной экономической, международной и эпидемиологической обстановки. Понятно, что последние события стимулируют к ведению изоляционистской политике. Это, в свою очередь, вынуждает принимать меры по поддержке отечественного производителя. В данном случае, имеются в виду производители самих велосипедов и алюминия — основного сырья для них.
Именно логика становится поводом для довольно острых слухов, поскольку они пока не подтверждены никакими фактами. Пока нет сведений даже о подготовке к принятию определенных мер. Хотя она вполне может быть начата в разной форме. Например, могут взиматься налоги в виде накладных расходов на маркировку или утилизационного сбора.
Подробнее обо всем этом рассказано в статье. Прочитав ее, вы узнаете, насколько велика вероятность появления новых налогов, аналогичных тем, что уже имеют владельцы авто в виде транспортного сбора.
Одна из самых неоднозначных новых инициатив властей — введение платежей налогового характера, установленных для покупателей велосипедов. Разговоров об этой инициативе много, но все они требуют осторожной оценки.
Новый налог на велосипеды, подобный транспортному налогу на автомобиль, либо выраженный в виде косвенного платежа, подобного акцизу, российские власти, конечно, не вводили и вводить пока не собираются. Опубликованная во многих источниках (отметим, что значительная их часть представлена неофициальными каналами — блогами, а также сайтами, не имеющими статуса СМИ) недавняя информация о том, что с 1 января 2020 года ввели налог на велосипед, по существу является слухом.
Но слух этот появился не на пустом месте: по существу, его можно признать основанным на ряде вполне официальных данных, свидетельствующих о намерениях правительства возложить на владельцев велосипедов некое финансовое бремя. Да, как таковой налог на велосипеды в России 2020 года не принят, и даже официально не анонсировано, что его собираются рассматривать в рамках какого-либо законопроекта. Вместе с тем, примечательно нижеследующее.
Некоторое время назад, летом 2018 года, крупнейшие СМИ писали о намерении Правительства ввести утилизационный сбор на велосипеды и велосипедные рамы. Целью властей называлась защита интересов отечественных производителей, позиции которых на фоне импортных поставщиков в сегменте велорынка смотрятся весьма скромно.
Довольно активное публичное обсуждение сбора, о котором идет речь, и стало, пожалуй, главной причиной появления в обществе ожиданий, что налог на велосипеды введут в России, и населению придется его платить. Ожидания оказались, как показала практика, настолько остры, что отдельные лица все же «назначили» ввод налога на начало 2020 года, позволив себе довольно вольно трактовать факты, касающиеся инициативы по утилизации.
Планировалось, что к 1 октября 2019 года будет разработан законопроект, регулирующий утилизационный сбор для велосипедов.
Поэтому, было вполне вероятно, что налог на велосипеды с 2020 года власти успеют ввести, и многие ожидали, что это произойдет.
Эксперты отмечали, что результатом принятия законопроекта должна быть норма о том, что сбор составит 10% от стоимости велосипеда и, следовательно, будет «перенесен» на кошелек потребителя. Предполагалось, что введение сбора будет в определенной степени связано с реализацией плана по развитию алюминиевой промышленности на период с 2018 по 2023 годы. Сбор, как может следовать из материалов, рассматривался в качестве одной из мер по стимулированию спроса на продукцию из алюминия, в том числе, на велосипеды и их конструктивные части.
По оценке отдельных экспертов, одной из задач внедрения сбора должна была быть поддержка российского производителя. Ожидалось, что сбор будет полностью уплачиваться по импортной продукции, а по велосипедам российского производства — субсидироваться. Как следствие, отечественные фабрики могли бы потеснить с рынка китайских и других иностранных визави, занимающих преобладающую долю в сегменте.
К установленному сроку, однако, законопроект не был сформирован. Каких-либо публичных комментариев касательно его рассмотрения, равно как и смежных инициатив, со стороны властей осенью-зимой 2019 года не поступало.
Таким образом, налог на велосипед в России, как утилизационный сбор, пока не приняли, хотя он обсуждался.
Насколько открытой считать эту тему — вопрос спорный, но нельзя упускать из виду тот факт, что ею занимались и, вполне возможно, продолжают заниматься, представители высших эшелонов власти. Совершенно не исключено, что к проблематике утилизации «байков» они в ближайшем будущем все же вернутся.
В свою очередь, осенью 2019 года власти приняли уже совершенно официальное решение, включив велосипеды (в порядке эксперимента) в перечень маркируемых розничных товаров. Основной круг задач, возложенных на участников эксперимента, определен отдельным нормативным актом — постановлением Правительства от 11.09.2019 № 1183.
Это значит, что у производителей и продавцов могут появиться дополнительные издержки на включение данной продукции в систему маркировки. В теории, перекладываться они должны на покупателей, и таким образом вполне себе образовывать некий «налог на велосипеды».
Маркировка — это нанесение на товар специального кода, по которому заинтересованное лицо (например, конечный потребитель) сможет удостовериться, что соответствующий товар оригинальный, а не контрафактный. По данному коду через специальную систему — «Честный Знак» (оператором ее является компания ЦРПТ), прослеживается движение товара от завода-изготовителя (или от границы, если товар импортируется) до прилавка. Включение в эту цепочку контрафактной продукции практически исключено, благодаря технологичности программно-аппаратных решений, реализованных в системе маркировки. Так, одним из ключевых компонентов этой системы являются механизмы криптозащиты, базирующиеся на применении электронно-цифровых подписей.
За любую высокую технологию надо платить, и маркировка — не исключение. Как следствие, каждый участник системы маркировки (производитель, оптовик, продавец), несет издержки. По логике — включаемые в цену товара.
Но это не всегда так. Производитель товара, маркируя его, обеспечивает себе «чистый» канал поставок — без контрафакта, и таким образом значительно увеличивает свою выручку. Как следствие, отпускные цены на товары могут даже снижаться. Так считает и глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Кроме того, есть добровольные участники эксперимента по маркировке, а есть те, кто обязан быть пользователем соответствующей системы по закону. Производители велосипедов пока относятся только к первым — поэтому любые законы «перекладывания» цен на покупателя, как и их уменьшения при росте выручки в данной области работать не будут.
Можно с уверенностью сказать, что вопреки распространяемой в сети информации, государство и учредители ЦРПТ, в числе которых и известный олигарх Алишер Усманов, налог на велосипеды, обременяющий потребителей, совершенно точно не ввели. И, более того, реальных рыночных причин для этого может и не оказаться.
А что будет с утилизационным сбором — пока непонятно. Никакой налог на велосипеды в 2020 году не платится, хотя предпосылки для его появления (и вероятные сценарии фактического введения подобного платежа) обнаружить можно. Остается ждать новостей от законодателя, и основываясь только на них, а не на слухах, давать оценку каким-либо действиям властей.