Основные критерии выбора горного велосипеда

16.04.2021

Горный велосипед является популярным способом передвижения по любой местности. Данный тип велосипедов удобен для любого покрытия и хорошо управляем как на природе, так и в городе. Его преимуществом является простота в эксплуатации и обслуживании. Диапазон цен позволяет приобретать детали для обслуживания любой категории.

Следует принять во внимание, что большое количество видов горных велосипедов на этапе выбора может привести к путанице и выбору не подходящего для человека товара. Поэтому в качестве памятки излагаем основные пункты, на которых следует заострить внимание при выборе горного велосипеда.


Для начинающих основной ошибкой является выбрать неправильный тип горного велосипеда. Данная ошибка часто связана с неправильной оценкой местности, в которой будет осуществляться езда. Из-за чего комплектация байка является неудобной для езды, к примеру, жёсткий амортизатор. Поэтому при выборе велосипеда следует руководствоваться четырьмя простыми шагами:

  1. В зависимости от стиля езды и местности определиться с типом велосипеда.

  2. Выбрать удобный для велосипедиста размер байка.

  3. Подобрать ценовой диапазон модели горного велосипеда. Оценить стоимость комплектующих байка и его обслуживания.

  4. У выбранной модели проверить надёжно ли навесное оборудование велосипеда.


Типы горных байков и их отличия

Первым шагом при выборе горного велосипеда является выбор типа велосипеда. Существует большое количество типов горного велосипеда. Если не учитывать специально разработанные типы для определённых категорий поездок, можно выделить несколько часто встречаемых типов велосипедов: хардтейл, хардтейл комфорт, электробайк и двухподвес.

  1. Хардтейл. Название дословно переводится с английского языка, как «жёсткий хвост». Название обусловлено тем что, как правило, на переднее колесо устанавливается амортизационная вилка. Однако иногда устанавливается и жёсткая вилка. Такой тип горного велосипеда является самым распространённым среди велосипедистов. В спорте хардтейл используется в дисциплине велогонок – кросс-кантри. Данный вид велогонок включён в список дисциплин, по которым проводится соревнования Олимпийский игр. Рама горного велосипеда производится из трёх основных видов материалов: алюминий, карбон, хроммолибденовый сплав. Рама байка, изготовленная из карбона сложна в производстве. Поэтому такие версии дороже других аналогичных версий изготовленных из других материалов. Плюсом карбоновой рамы является меньший вес, поэтому спортсмены-профессионалы используют именно рамы из такого сплава. В более высоком ценовом сегменте на хардтейлах предпочитают устанавливать дисковые механические/гидравлические тормоза, которые намного уменьшают тормозной путь. Помимо этого такие тормоза, как правило, надёжней стандартных обводных тормозов. Плюсом хардтейла с жёсткой вилкой является меньший вес, что существенно увеличивает скорость на ровной поверхности. А плюсом хардтейла с амортизационной вилкой является увеличенный комфорт и проходимость на неровной поверхности. Вес горного велосипеда хардтейл составляет от девяти до четырнадцати килограмм. А стоимость может составлять от 9 до 450 тысяч рублей. На территории Российской Федерации известными брендами являются Merida, Giant, Scott, Aspect, Trek, Cube.

  2. Хардтейл комфорт. Такой горный велосипед является тем же хардтейлом, но основной упор сделан на комфорт велосипедиста. Главное отличие от обычного хардтейла заключается в более удобной конструкции сидения. Во-первых, седло является более мягким и широким. Во-вторых, под седлом находится штырь с амортизатором. Этот штырь вместе с дополнительными шинами обеспечивают велосипеду плавную, с минимальным количеством издаваемого звука, езду. Минус заключается в том, что сидение находится ниже, чем у обычного хардтейла. Из-за этого он не пригоден для спортивных мероприятий. Вес хардтейла комфорт, составляет от десяти до четырнадцати килограмм. Примерный ценовой диапазон составляет от девяти до ста тридцати тысяч рублей. В среднем ценовом диапазоне на территории Российской Федерации известны такие бренды: Format, Dewolf, Giant, Forward, Stels.

  3. Горный велосипед с рамой fullsuspension. Такие байки ещё назывют двухподвес. Главное отличие от хардтейла заключается в том, что такая рама имеет амортизационные вилки на переднем и заднем колёсах. У такого велосипеда низкая посадка седла. Из-за этого байк не используется в спортивных мероприятиях. Основной целью такого велосипеда является создание комфортных условий езды по любой местности. В особенности удобство езды раскрывается на участках с корнями, камнями, кочками и прочими неровностями. На двухподвес часто устанавливаются гидравлические амортизаторы, но иногда и пружинные. Такой амортизатор устанавливается посредине и поглощает большую часть вибрации заднего колеса.


К плюсам такой конструкции рамы можно отнести: больший комфорт велосипедиста по сравнению с хардтейлом, большее время соприкосновения заднего колеса с дорогой улучшенная тяга, уменьшенное сопротивление качению. К минусам двухподвеса относятся: потеря мощности, больший вес, чем у хардтейла, более высокий ценник на рынке.

На рынке продаются модели двухподвеса с вынесенной системой блокировки амортизатора, а также автоматическими амортизаторами. Вес горного велосипеда с fullsuspension составляет от десяти до семнадцати килограмм. А цена, в зависимости от модели, колеблется от десяти до трёхсот тысяч рублей. В средней ценовой категории на территории России известны такие бренды: Stels, Trek, Giant.

       4. Электробайк. Электробайком называется транспортное средство, у которого имеется электрический двигатель в сочетании с ножным приводом. Существуют разные виды данного транспортного средства: для шоссе, для дорог, для горной местности. Есть спроектированные специально для туристов, которые могут складываться. В качестве основы электробайка всегда используется велосипед, на раму которого устанавливается электродвигатель. В связи с установкой двигателя меняется и конструкция самого байка. У такого велосипеда остаются все предыдущие технологии, к примеру, система переключения скоростей, или педали. Двигатель на электробайке имеет небольшую мощность и достигает максимум пятисот вольт. Поэтому скорость такого байка относительно мала и достигает всего лишь тридцати пяти километров в час. Максимальная дистанция, на которую может проехать электробайк достигает, как правило, шестидесяти километров. Вес электробайка больше обычного горного велосипеда и составляет от тринадцати до тридцати килограмм. Средняя рыночная стоимость варьируется от восьмидесяти до трёхсот тысяч рублей. На территории России широко известны два бренда по производству электробайков: Electro и Haibike.

Это лишь самые основные и известные типы горного велосипеда в зависимости от конструкции рамы. Существует целая индустрия персонализации велосипедов под нужды владельца.

Компоненты горного велосипеда

Подробнее рассмотрим детали, которые образуют горный велосипед. В эти компоненты следует включить: раму, амортизационную вилку, трансмиссию, тормоза.

Рама является основой горного велосипеда. Все остальные детали крепятся к ней. Поэтому важно выбрать раму, которая будет удобна для велосипедиста. Поэтому рама выбирается в соответствии с ростом человека, который будет пользоваться велосипедом. Как говорилось ранее, рама изготавливается из таких материалов: алюминий, карбон, хроммолибденовый сплав. В качестве дешёвой альтернативы применяется сталь, чьим плюсом является высокая прочность и невысокая стоимость. Зато вес стальной рамы самый большой среди аналогов. Сплав хроммолибдена состоит из хрома, молибдена и стали. По своим свойствам он имеет прочность стали. Однако вес рамы из этого материала значительно меньше. Сплав стоит дороже стали. Самым популярным материалом для изготовления рам является алюминий. Он лёгок и прочен, что достигается с помощью входящих в конструкцию рамы трубок. Карбон является самым лёгким материалом. Однако высокая стоимость делает этот материал недоступным для простых людей.


В данный момент на рынке найти велосипед без амортизационной вилки практически невозможно. Главная её цель это сгладить удары при езде. Следует отметить, что велосипедисты с опытом предпочитают пружинно-гидравлическую вилку. Её цель не только сгладить удар, но и смягчить вибрации. Такая вилка встречается на горных велосипедах стоимостью от двадцати тысяч рублей. Вилки также можно разделить на спортивные и для комфорта. Ход у вилок для спорта составляет от шестидесяти семи до ста миллиметров. Ход вилок предназначенных для комфорта составляет от ста до ста восьмидесяти миллиметров.

Существует два вида тормозов для горного велосипеда – обводные и дисковые механические/гидравлические. Обводные тормоза являются распространенными в дешёвом сегменте рынка велосипедов. Они работают по принципу сжатия колодками обода колеса. Плюсом таких тормозов является низкая стоимость, простое устройство конструкции тормозов. К минусам можно отнести меньшую способность тормозит по сравнению с дисковыми тормозами, а также ухудшение прокручивания колеса, если обод будет изогнут. Дисковые тормоза зажимают колодками не само колесо, а диск, который прикреплён к нему. Это увеличивает долговечность обода, а также предотвращает возможность плохого торможения из-за его деформации. Помимо этого дисковые тормоза подходят к любому диаметру колёс. Поэтому дисковые тормоза являются более дорогими по сравнению с обводными тормозами. Диск также увеличивает вес всего велосипеда. Дисковые тормоза можно разделить: на механические, гидравлические и гибридные. У гидравлических тормозов есть преимущества. Они чувствительны к любому использованию, а время отклика превосходит механический аналог. Помимо этого такие тормоза редко ломаются. Зато если ломаются, то на починку уйдёт много средств. Механические тормоза проще. Поэтому их обслуживание проще, а также ремонт заберёт меньше средств.


В любом виде транспорта трансмиссия играет особую роль. Состоит из 7 основных компонентов:

  • кассета;

  • рубашка тросиков;

  • тросики;

  • переключатели;

  • монетки переключения;

  • цепь;

  • система.

В систему входит общность всех шатунов, передних звёзд, а также каретки. Кассетой называется полный набор звёзд, располагающихся позади. Помимо этого в трансмиссии есть переключатели, которые отвечают за переброс цепи с одной звезды на другую. Монетки переключения располагаются рядом с руками. Основной задачей данной детали является использование переключателей тросиками.

Это основные компоненты, из которых состоит горный велосипед. Чтобы иметь возможность оценить насколько качественна та, или иная деталь, стоит рассмотреть аналоги и сравнить их основные характеристики.

Размер велосипеда в зависимости от длины ног велосипедиста

Подбор байка лучше проводить вместе с опытным продавцом, который может указать на все характеристики, которые следует учитывать во время выбора данного транспортного средства. Если возможности обратиться, за полноценной консультацией нет, тогда лучшим способом будет определить длину велосипеда с помощью ног. Встав на поверхности, необходимо поместить велосипед между ног. Если размер велосипеда подходит, то расстояние от паха до рамы составит от семи до десяти сантиметров. Помимо этого существует стандартная таблица соотношений роста человека и размера велосипеда. Так минимальный размер пятнадцать предполагает рост владельца от ста пятидесяти до ста шестидесяти сантиметров. А максимальный размер двадцать три оперирует цифрами от ста девяноста до двухсот сантиметров у владельца байка.


Навесное оборудование горных велосипедов на территории России

Почти каждый купленный на территории Российской Федерации горный велосипед имеет навесное оборудование от мирового бренда Shimano. Эта компания является мировым гигантом в данном сегменте рынка. Вместе с компанией SRAM они занимают первое и второе место на рынке навесного оборудования. Поэтому приводим таблицу классификации продуктов навесного оборудования для обеих компаний.

Shimano

SRAM

Краткая характеристика

XTR

X.0 / XX1

Для спортсменов профессионалов.

Deore XT*

X.9

Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить.

Deore LX /SLX

X.7

Настоящее качество. Верхняя планка для самых крутых любителей. Используется спортсменами.

Deore

X.5

Начальная спортивная группа.

Nexave

-

 Разработана и ориентирована на велотуристов.

Alivio

X.4

Лучшее для любителей.

Acera/Altus

3.0 / MRX

Средний хороший уровень для любителей.

Tourney /SIS

TRX

Хороший начальный уровень для любителей.

Возврат к списку

moskovsky.osamarket.ru